За Масленицей приходило Светлое Воскресенье (или Пасха) со всеми долгими и затейливыми приготовлениями. Серафима, как и все дети, очень любила не только сами традиционные семейные праздники, но и подготовку к ним. И очень часто подготовка к празднику была более чарующей, чем само празднование. Празднование очень часто воспринималось как финал, а вот преддверье поднимало настроение, будило в душе ожидание чего-то чудесного. Поэтому Серафима, как и все дети, любила приготовления к празднику!
Обычно, в нашей семье приготовления к празднованию Светлого Воскресенья начинались задолго до самого праздника. Моя бабушка Зина, которая жила с нами, любила рассказывать детям о календарном значении каждого дня в году. Эти рассказы повторялись ежегодно и внуки давно выучили их напамять, но, тем не менее они никогда не надоедали! Внуки все время просили свою прабабушку пересказать им что-нибудь снова и снова. Иногда ко всеобщему удовольствию бабушка вспоминала и что-нибудь новенькое. Обычно такие посиделки с рассказами происходили по вечерам. Серафима вместе с другими детьми садилась рядом с бабушкой и начинала просить, чтобы та рассказала ту или другую историю, сказку или примету.
Нужно сказать, что особое внимание календарным рассказам моя бабушка уделяла периоду с 15 февраля и до 10 мая, связанному со Светлым воскресеньем. Тут были и рассказы про солнцеворот, и про евдошки – русский женский день, и про другие женские праздники, которыми так богаты весенние дни, и календарные приметы, столь важные в этот период времени, и обряды, и ритуалы, которыми богаты наши традиции. Не забывала бабушка рассказать и древние легенды, сказки, былички, приуроченные к этому времени. Серафима очень любила слушать бабушкины рассказы и все время просила ее рассказывать снова и снова по многу раз, расспрашивала о подробностях.
Не только рассказами мы с детьми занимались в это время. По старой традиции ко дню Светлого Воскресенья мы готовили вербенки, нарядные пушистые шарики для украшения святой вербы, вышивали пасхальные медальончики-солнышки, делали браслетики и бусики из бисера для подарков и украшений. Серафима принимала участие в этих рукодельях. Особенно ей нравилось делать вербенки и украшения из бисера для пасхальных подарков. И еще ей очень нравились деревянные птички – украшения для вербы. Традиционно мы покупали таких маленьких северных птичек заблаговременно на ярмарке народного творчества в Щелково. Сима вешала их у себя на кровати и говорила: «Пусть у меня повисят до вербного воскресенья!». Мы соглашались, потому что они ей очень нравились. Она подолгу рассматривала их перед сном. Наверное, вместе с этими птичками она улетала своими мыслями в прекрасные заоблачные страны, постепенно погружаясь в мир грез и снов. И в этом было что-то очень романтическое.
Цикл предпраздничных дней включал в себя 14 марта или 1 марта по старому стилю – первый день весны и русский женский день. В этот день все женщины в семье получали поздравления и подарки. К этому празднику девочки традиционно делали подарки для меня и бабушек своими руками. Обычно это были открытки, сделанные своими руками, украшенные аппликацией, ленточками и красочными поздравлениями. К открыткам обычно прилагались какие-нибудь вкусняшки, купленные папой для дополнения рукодельного подарка. Серафима всегда делали свою открытку как маленькое творческое произведение. Для того, чтобы сделать подарок, она объединялась с младшей сестрой. Они запирались в комнате и создавали свои открытки так, чтобы мы с бабушками не видели. Открытки Серафимы всегда были очень аккуратными, красочными и оригинальными.
Однажды Серафима сделала необычайно красивую открытку. Она вышила узор и вложила фрагмент вышивки между двумя листами картона. В верхнем листе картона было вырезано овальное окошко, из которого выглядывал вышитый узор. Окошко было украшено вензелями, нарисованными серебряной и золотой краской. Под окошком красовалось аккуратно выведенное поздравление. Цвета были подобраны потрясающе гармонично. Мы с бабушками были приятно удивлены такими чудными подарками и потом долго хранили это маленькое произведение искусства.
Следующим мы отмечали Солнцеворот 21-22 марта. Обычно в этот день бабушки пекли обрядовое печенье в форме птичек и колобки. Дети, как обычно, крутились на кухне и выпрашивали выпечку сразу, как только из духовки вынимали противень. Серафима очень любила принимать участие в приготовлении этого печенья. Поначалу она просто вырезала печенье формочкой и помогала бабушке укладывать его на противень. Постепенно она стала принимать все большее и большее участие в выпечке печенья, научилась лепить затейливых птичек, а не просто вырезать их формочкой из раскатанного листа теста. Обычно в этот день к вечеру, когда все собирались дома, устраивался семейный ужин при свечах с чаем и обрядовым печеньем. Серафима всегда выбирала свечи для праздничного стола, старалась удобно и красиво расставить их на столе, помогала бабушкам сервировать стол праздничной посудой.
А дальше было 7 апреля – благовест или Солнцеворот по старому стилю. Этот день проходил спокойно под истории бабушки Зины, которая рассказывала, что в этот день «птичка гнезда не вьет, девица косу не плетет». Сима всегда удивлялась, почему? Ведь 7 апреля редкая птица вообще может вить гнездо, а девица, что должна растрепанная ходить? Разве это хорошо? Бабушка смеялась и отвечала, что это так говорится, чтобы отметить особое значение благовеста-Солнцеворота.
Так день за днем совершались приготовления и день за днем приближался долгожданный праздник…..